Прямая линия инвестора

+7 86148 5 11 43 temruk@mo.krasnodar.ru

Что ждет малый и средний бизнес в России после 2024 года

Государство может изменить подход к поддержке сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП). Финансирование мер поддержки МСП в рамках обновленного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2025–2030 гг. может снизиться на 21% к объему предыдущего периода до 329,5 млрд руб., следует из материалов в рамках подготовки нацпроекта. В основном планируется урезать траты на льготные программы кредитования. О том, к каким последствиям может привести урезание льгот для МСП, рассказал Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин.

В 2019–2024 гг. господдержка МСП предусматривала объемные льготные программы. Объем финансирования мер поддержки этого сектора экономики за пять лет составил 416,2 млрд руб.

Что представляет собой сектор МСП в России

К субъектам МСП в России относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют ряду условий. С августа 2016 г. микропредприятием считается компания, ежегодный доход которой не превышает 120 млн руб., а численность сотрудников – 15 человек. У малого предприятия общий доход за год не должен превышать 800 млн руб., численность сотрудников – 100 человек. У среднего предприятия доход не может быть выше 2 млрд руб., а среднесписочное количество работников должно варьироваться от 100 до 250 человек. Хотя в некоторых случаях (для определенных направлений деятельности или для конкретных организаций) правительство может делать исключения.

После появления в 2016 г. единого реестра субъектов МСП компании, которые относят себя к этой категории, должны подавать сведения в Федеральную налоговую службу (ФНС) для включения в реестр. Это необходимо как для учета деятельности субъектов МСП, так и для их участия в программах поддержки государства.

Число работников, занятых в секторе МСП, с начала 2024 г. выросло на 0,2% и к 10 августа составило 15,1 млн человек, следует из данных ФНС. При этом количество субъектов МСП за этот же период снизилось на 0,9% до 6,3 млн.

Одновременно в России сильно выросло число самозанятых. За полных восемь месяцев 2024 г. их количество увеличилось на 21% до 11,2 млн человек. Эту категорию граждан правительство рассматривает как потенциальных предпринимателей в будущем. Поэтому с 2019 г. в России действует специальный фискальный режим – налог на профессиональный доход. По нему действует льготная налоговая ставка – 4% при получении доходов от физических лиц и 6% – от юридических лиц и ИП. Этот режим позволяет гражданам вести экономическую деятельность и получать доход от подработок без рисков получения штрафа, а правительству помогает вывести часть экономической деятельности из тени и получать с нее налоги.

Развитие малого и среднего бизнеса – одна из ключевых задач правительства. Для этого разработана целая система поддержки на каждом этапе жизненного цикла бизнеса – от проработки идеи и анализа рынка с последующим запуском до программ масштабирования и расширения уже работающего предприятия.

Помощь государства

Для помощи малому и среднему бизнесу государство сформировало различные механизмы поддержки. С 2014 г. в стране работает Корпорация МСП – федеральный институт поддержки МСП, контролирующим акционером которого является Минэкономразвития. Корпорация помогает предпринимателям получить дополнительное финансирование, найти новые рынки сбыта и настроить диалог с государством. В экосистему корпорации входят «МСП банк», фонд «Мир», «МСП лизинг» и региональные гарантийные организации.

Например, по программе «Гарантии и поручительства» компании могут получить кредитное финансирование при нехватке залога: Корпорация МСП берет на себя основные риски перед банками и выдает гарантии, которые покрывают от 50% суммы кредита. Еще один вариант помощи – программа «Рынок сбыта». В этом случае корпорация помогает субъектам МСП участвовать в закупках госкомпаний для обеспечения стабильного канала сбыта.

Наиболее востребована программа льготных кредитов на развитие бизнеса ПСК. С 2024 г. она совмещена с программой «1764». В рамках программы малые и микропредприятия могут получить льготную ставку по кредиту на срок до 10 лет, из которых пять лет будет длиться льготный период. Сумма кредитов варьируется от 50 млн до 2 млрд руб.

Кроме того, Корпорация МСП поддерживает предпринимателей за счет проведения образовательных проектов и семинаров, а также через круглосуточную горячую линию.

По данным Минэкономразвития, в первом полугодии 2024 г. в рамках льготных кредитных, лизинговых и гарантийных программ малый и средний бизнес привлек почти 700 млрд руб. финансирования, при этом 70% получателей поддержки – микро- и малые предприятия. В основном средства идут на решение инвестиционных задач и пополнение оборотных средств, пояснял вице-премьер Александр Новак.

В первом полугодии 2024 г. коммерческие банки предлагали субъектам МСП кредиты по ставкам от 20 до 28% годовых, следует из данных Минэка. В то же время по программе «1764» предприятия могли привлекать кредитные средства от 500 000 до 2 млрд руб. по ставкам 15% для микро- и малых предприятий и 13,5% – для средних. «Более 40% льготных финансовых средств, т. е. свыше 300 млрд руб., было привлечено в рамках наших традиционных льготных банковских программ – «1764» и «888», – подчеркивал министр экономического развития Максим Решетников.

Программа «888» является специальным финансовым инструментом поддержки бизнеса Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей. В ее рамках в первом полугодии предприниматели заключили 215 договоров на общую сумму 660 млн руб., а ставка по ним не превышала 10%.

Помимо мер поддержки Корпорации МСП, существует и ряд других механизмов, отмечает координатор «Деловой России» в ЦФО, совладелец компании «Леонардо» Дмитрий Аббакумов. По его словам, за последние шесть лет в России сложилась системная политика в сфере поддержки малого бизнеса, в основном она реализуется через центры «Мой бизнес» в регионах. Поддержка осуществляется через финансирование участия субъектов МСП в межрегиональных и общероссийских выставках, а также бизнес-миссиях, через помощь в регистрации товарного знака, проведение форумов, конкурсов и обучающих тренингов. «В каждом регионе тысячи предпринимателей обращались за этой поддержкой. Она действительно востребована и эффективна», – подчеркивает он.

Новые вызовы

Если государство в рамках обновленного нацпроекта примет решение о прекращении ряда мер поддержки МСП и их переносе на региональные бюджеты, для бизнеса могут возникнуть дискриминационные условия, считает Аббакумов. Обеспеченные регионы смогут поддерживать и льготировать МСП, а менее обеспеченные регионы – нет, поясняет он.

По мнению Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» Андрея Шубина, урезать льготы для МСП нельзя, так как программы господдержки показали свою эффективность. Если снизить поддержку, малому и среднему бизнесу будет крайне сложно конкурировать с крупными компаниями, считает эксперт. По его мнению, программы поддержки, наоборот, нужно развивать: создавать преференции для МСП, снижать тарифы на коммунальные услуги, льготировать затраты, связанные с непрофильной деятельностью.

Господдержка малого и среднего бизнеса положительно сказалась на уровне импортозамещения и вкладе МСП в рост экономики страны, говорит экономист, основатель компании BRICS + Analytics Ярослав Лисоволик. Благодаря развитию МСП структура экономики России стала более сбалансированной, отмечает он. В текущих условиях высокой инфляции, высоких процентных ставок и значительных производственных издержек поддержка государства для сегмента МСП играет важную роль, отмечает он.

Значительное урезание мер поддержки МСП может оказать негативное влияние на вклад сегмента в экономический рост страны, считает Лисоволик. Господдержка преимущественно крупных компаний приведет к структурным изменениям в экономике, которые сведут на нет позитивные тренды последних лет, сделавшие экономику России более гибкой и адаптивной к изменениям, добавляет экономист.

Сектор МСП имеет меньшую прочность, чем крупные компании, поэтому нуждается в особом подходе, соглашается директор АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Артур Гафаров. Он напоминает, что кредиты в России стали очень дорогими, растут сложности с импортом товаров и комплектующих, усиливается дефицит кадров. Негативно влияют на сектор и устаревшие критерии отнесения компаний к МСП, добавляет Гафаров. «Малый и средний бизнес, оставаясь таковым по сути, формально вырастает из установленных параметров и теряет право на особый правовой статус и льготы», – отмечает он.

Сейчас государство располагает гораздо меньшими ресурсами для помощи МСП, чем несколько лет назад, поэтому господдержку стоит сконцентрировать вокруг перечисленных проблем, считает Гафаров. По его мнению, государственная политика по стимулированию МСП сохранится, но могут быть свернуты или заморожены ее отдельные направления, которые рассматриваются регуляторами как менее приоритетные.

Источник: opora.ru